статья с иллюстрациямиЯ тут наткнулась на тему, где родители сетуют на ужасный почерк детей и опасаются, что из-за этого почерка им могут снизить оценку в важном случае (в экзаменационном сочинении и т.п.). В качестве решения проблемы предлагались прописи. Посмотрела я их. Во-первых, меня покоробило, что там были две ошибки правописания (возможно, были и другие, я просматривала не очень внимательно). Как можно выпускать для детей пособия с ошибками! Во-вторых, сами прописи. Все мы учились в детстве по прописям - и к чему это привело? Так что я хочу написать свои мысли о том, как улучшить свой почерк. Я не специалист и не каллиграф, но сама этим занималась - ставила себе почерк, так что это мои собственные мысли.
Степени "хорошего" почерка:
1) разборчивый
2) ровный
3) красивый
1) Чтобы экзаменаторы не поставили двойку за сочинение из-за почерка, он должен быть разборчивым. Вряд ли экзаменаторы будут придираться к тому, что почерк неровный или что буквы написаны не в соответствии с прописями. Так вот, чтобы почерк был разборчивым, нужно, чтобы буквы отличались друг от друга, это главное. К примеру, чтобы различались п, н, к, и. Чтобы у буквы е не слипалась петелька. И т.п. Как этого добиться?
Почерк у каждого индивидуальный. Не надо насиловать человека, чтобы он писал как по прописям. Пусть человек сам выработает для себя, как писать каждую букву, чтобы она отличалась от всех остальных и была легко узнаваемой. Например, р можно писать так и так:

Лично я пишу и так, и так. Х можно писать закругленно - двумя дужками, - а можно перекрещенными палочками.
Л и м можно писать с крючком в начале буквы, а можно палочкой:

Букву т, по-моему, лучше писать как печатную - так она выглядит более разборчиво и писать ее быстрее и легче:

Самые трудные из всех - это буквы ж и з. Особенно ж. Приходится следить, чтобы она была написана разборчиво.

Можно попробовать писать букву не так, как положено по прописям. Попробуйте по-разному и определите, как вам удобнее и получается наиболее разборчиво.
Так вот, пусть человек, который хочет улучшить свой почерк, сядет и придумает, как ему писать каждую букву. Чтобы ему было удобно, и чтобы буква была легко опознаваемой.
Еще я советую в словах, где буквы образуют частокол из палочек, как, например, в слове шишка, делать небольшие разрывы между буквами, а также подчеркивать букву ш. Это необязательно, но делает почерк гораздо более понятным.

Еще одно наблюдение: более крупный и округлый почерк в среднем бывает более разборчивым, чем мелкий, где одни палочки, и все они слипаются друг с другом. Поэтому даже если просто постараться писать чуть более крупно и округло, уже станет лучше.

Чтобы привыкнуть писать придуманным почерком, нужно потренироваться, пописать каждую из букв отдельно, а потом в текстах. И тут, конечно, важна мотивация. Чтобы человек делал это не из-под палки, а по собственному решению - тогда он будет и дальше писать так, а не как раньше.
Далее. В прописях и правилах каллиграфии требуется, чтобы буквы в словах соединялись. Но для разборчивости это не особенно важно, при условии, что буквы внутри слова находятся друг от друга на небольшом расстоянии, а между словами промежуток большой. Можно вообще буквы не соединять, если слово выглядит слитным. Не думаю, что в сочинении за такое будут снижать оценку. читать дальшеНу, в крайнем случае, если вы знаете, что такой-то экзаменатор зверствует по поводу слитного письма, можно в этих редких случаях постараться писать слитно. А в остальных случаях можно писать как вам удобно.

2) Ровность почерка. В ровность входят следующие качества: чтобы строчки не загибались ни вверх, ни вниз (при письме на нелинованной бумаге), чтобы строчки начинались на одном расстоянии от левого края страницы (внутри абзаца и т.п.), чтобы буквы прилегали к невидимой линии, проведенной под строчкой, чтобы расстояния между буквами были одинаковыми, и пробелы между словами тоже были одной длины, наклон букв также должен быть одинаковым. Если вы хотите, чтобы ваш почерк был ровным, за этим просто нужно следить. Потому что именно ровность/неровность почерка, как ничто другое, отражает ваш характер. Среди нас не так много непоколебимо спокойных (как осознанно, так и подсознательно) людей, а если подсознательно вы неспокойны и не будете следить за своей рукой, то строчки "поплывут" - например, будут выдвигаться вправо и загибаться вверх, если вы напористы и целеустремленны и т.п. Так что если надо поровнее написать, просто следите за этим или берите линованную бумагу.
3) Красота почерка. Если в точности копировать прописи, почерк будет некрасивым. Он будет "детским". Чтобы почерк был красивым, надо писать не только разборчиво и ровно, надо писать по-особенному, отлично от других, "с изюминкой". Для этого, опять же, нужно придумать, как писать буквы. Придумать эти "изюминки". Особой формы хвостики и всякое такое. Но это каждый должен делать сам, чтобы было удобно писать так. Характер у всех разный, и не всякое написание букв вам подойдет. Можно, конечно, подсмотреть у других варианты.
Но красивости - это уже, так сказать, высший класс. А для начала нужно просто научиться писать разборчиво и более-менее ровно.
Степени "хорошего" почерка:
1) разборчивый
2) ровный
3) красивый
* * *
1) Чтобы экзаменаторы не поставили двойку за сочинение из-за почерка, он должен быть разборчивым. Вряд ли экзаменаторы будут придираться к тому, что почерк неровный или что буквы написаны не в соответствии с прописями. Так вот, чтобы почерк был разборчивым, нужно, чтобы буквы отличались друг от друга, это главное. К примеру, чтобы различались п, н, к, и. Чтобы у буквы е не слипалась петелька. И т.п. Как этого добиться?
Почерк у каждого индивидуальный. Не надо насиловать человека, чтобы он писал как по прописям. Пусть человек сам выработает для себя, как писать каждую букву, чтобы она отличалась от всех остальных и была легко узнаваемой. Например, р можно писать так и так:

Лично я пишу и так, и так. Х можно писать закругленно - двумя дужками, - а можно перекрещенными палочками.
Л и м можно писать с крючком в начале буквы, а можно палочкой:

Букву т, по-моему, лучше писать как печатную - так она выглядит более разборчиво и писать ее быстрее и легче:

Самые трудные из всех - это буквы ж и з. Особенно ж. Приходится следить, чтобы она была написана разборчиво.

Можно попробовать писать букву не так, как положено по прописям. Попробуйте по-разному и определите, как вам удобнее и получается наиболее разборчиво.
Так вот, пусть человек, который хочет улучшить свой почерк, сядет и придумает, как ему писать каждую букву. Чтобы ему было удобно, и чтобы буква была легко опознаваемой.
Еще я советую в словах, где буквы образуют частокол из палочек, как, например, в слове шишка, делать небольшие разрывы между буквами, а также подчеркивать букву ш. Это необязательно, но делает почерк гораздо более понятным.

Еще одно наблюдение: более крупный и округлый почерк в среднем бывает более разборчивым, чем мелкий, где одни палочки, и все они слипаются друг с другом. Поэтому даже если просто постараться писать чуть более крупно и округло, уже станет лучше.

Чтобы привыкнуть писать придуманным почерком, нужно потренироваться, пописать каждую из букв отдельно, а потом в текстах. И тут, конечно, важна мотивация. Чтобы человек делал это не из-под палки, а по собственному решению - тогда он будет и дальше писать так, а не как раньше.
Далее. В прописях и правилах каллиграфии требуется, чтобы буквы в словах соединялись. Но для разборчивости это не особенно важно, при условии, что буквы внутри слова находятся друг от друга на небольшом расстоянии, а между словами промежуток большой. Можно вообще буквы не соединять, если слово выглядит слитным. Не думаю, что в сочинении за такое будут снижать оценку. читать дальшеНу, в крайнем случае, если вы знаете, что такой-то экзаменатор зверствует по поводу слитного письма, можно в этих редких случаях постараться писать слитно. А в остальных случаях можно писать как вам удобно.

2) Ровность почерка. В ровность входят следующие качества: чтобы строчки не загибались ни вверх, ни вниз (при письме на нелинованной бумаге), чтобы строчки начинались на одном расстоянии от левого края страницы (внутри абзаца и т.п.), чтобы буквы прилегали к невидимой линии, проведенной под строчкой, чтобы расстояния между буквами были одинаковыми, и пробелы между словами тоже были одной длины, наклон букв также должен быть одинаковым. Если вы хотите, чтобы ваш почерк был ровным, за этим просто нужно следить. Потому что именно ровность/неровность почерка, как ничто другое, отражает ваш характер. Среди нас не так много непоколебимо спокойных (как осознанно, так и подсознательно) людей, а если подсознательно вы неспокойны и не будете следить за своей рукой, то строчки "поплывут" - например, будут выдвигаться вправо и загибаться вверх, если вы напористы и целеустремленны и т.п. Так что если надо поровнее написать, просто следите за этим или берите линованную бумагу.
3) Красота почерка. Если в точности копировать прописи, почерк будет некрасивым. Он будет "детским". Чтобы почерк был красивым, надо писать не только разборчиво и ровно, надо писать по-особенному, отлично от других, "с изюминкой". Для этого, опять же, нужно придумать, как писать буквы. Придумать эти "изюминки". Особой формы хвостики и всякое такое. Но это каждый должен делать сам, чтобы было удобно писать так. Характер у всех разный, и не всякое написание букв вам подойдет. Можно, конечно, подсмотреть у других варианты.
Но красивости - это уже, так сказать, высший класс. А для начала нужно просто научиться писать разборчиво и более-менее ровно.
Я когда-то сына-левшу пыталась увлечь идеей уметь писать обеими руками, но не вышло
Да-да... "- А вы знаете, что Уткин амбидекстр? - Кто-кто?.. - Уткин!"